Сохранить для потомков

25 лет назад «жемчужина» балтийского побережья обрела свой нынешний статус.

Масштабных строек на Куршской косе не будет, а развитие ее инфраструктуры не должно наносить урон уникальному уголку природы, считает директор национального парка Анатолий Калина.




Фото: Ольга Каменская

Вплоть до последнего времени как региональное, так и федеральное руководство не могло толком определиться с дальнейшей судьбой российской части косы. Сначала центр в лице Минприроды отдал концепцию ее развития на откуп разработчикам из областного правительства. Но грандиозные проекты, а точнее, прожекты прежней власти, вознамерившейся обустроить здесь туристско-рекреационную зону с современными отелями, аквапарками, развлекательными центрами и рассчитанную на прием полутора миллионов туристов в год, изначально доверия не вызывали. Собственно, так и получилось: на масштабном строительстве в пределах нацпарка в итоге поставлен большой жирный крест.

«Если , конечно, мы хотим сохранить косу как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и памятник природы для потомков», - объясняет такое решение директор парка Анатолий Калина. По его словам, элементы ТРЗ здесь все же могут возникнуть, но не на заповедной территории, а исключительно на землях муниципалитетов. Речь идет о поселках Лесной, Морское и Рыбачий, чья инфраструктура сегодня находится в плачевном состоянии. Вот ее-то, по мнению Калины, в первую очередь и нужно реанимировать.

Для сотрудников нацпарка сейчас более актуальны другие задачи: это сохранение и воспроизводство биоресурсов, а также мероприятия по укреплению береговой линии, постоянно страдающей от ураганов и штормов. К слову, именно «юнесковский» статус парка позволил получить международную помощь на устранение последствий приснопамятного урагана «Анатоль», натворившего в свое время немало бед на южном побережье Балтики. Вдоволь «порезвилась» стихия и прошедшей зимой. Параллельно с работниками предприятия «Балтберегозащита» сотрудники нацпарка занимаются укреплением авандюны со стороны моря. На эти цели, по словам Калины, планируется получить от Минприроды до 2015 года порядка 80 миллионов рублей.

А вот что касается перспектив открытия в Рыбачьем яхтенной марины и международного контрольно-пропускного пункта для туристических судов, что остается в «повестке дня», то ни один из этих проектов с руководством парка до сих пор не согласован. Без чего, как полагает Калина, начать дноуглубительные работы и строительство мола невозможно. Зато прокладка велодорожки от Зеленоградска до литовской границы, по мнению руководства НП, ущерба природе не нанесет — конечно, при соблюдении соответствующих норм и правил. В ближайшее время предстоит «довести до ума» проекто-сметную документацию, после чего в нацпарке рассчитывают на получение средств в рамках федеральной целевой программы. Учитывая, что с литовской стороны дорожка проложена уже до самой Клайпеды, можно не сомневаться, что экологичный и полезный для здоровья вид отдыха будет востребован и калининградцами, и гостями региона.

Вообще для туристов в парке в последнее время сделано немало. Теперь на косе есть где на вполне законных основаниях поставить на ночь палатку, припарковать автомобиль, разжечь костер. Оборудованы смотровые площадки на авандюне, проложены безопасные тропинки для пешеходов. Знаменитый «танцующий лес», реликтовые рощи, высота Эфа, орнитологическая станция и другие местные достопримечательности включены в шесть экскурсионных маршрутов.

Благоустроительные работы будут продолжены. «Мы не допустим для косы той печальной участи, какая постигла бесхозный берег в районе поселков Куликово и Сокольники», - говорит Анатолий Калина. С этой целью недавно введен новый порядок посещения нацпарка туристами. Теперь с каждой въезжающей машины взимается 300 рублей, зато пассажиры, независимо от их числа, следуют бесплатно. Известно ведь, что именно автотранспорт наносит наибольший ущерб природе. И несмотря на то, что сборы в итоге снизились, принятое решение в дирекции нацпарка считают оправданным и своевременным. К слову, въезд на литовскую часть косы обойдется автопутешественнику примерно вполовину дороже, а экологический сбор соседи взимают за каждое пересечение административной границы.

Говоря о сохранении и развитии уникального творения природы, нельзя не упомянуть о людях, которые вкладывают в это дело частичку своей души. Среди них — старший государственный инспектор по охране территории НП Галина Костенкова, родившаяся в Рыбачьем и посвятившая работе на косе более 27 лет, ее коллега, выпускник Лесотехнической академии Александр Поплавский с супругой - заместителем директора по воспроизводству, сохранению лесов и научной деятельности Людмилой Поплавской, старший научный сотрудник Олег Рыльков, участковый госинспектор-начальник оперативной группы Вячеслав Бондарев, начальник отдела охраны территории Ильдар Казаков и многие другие — практически каждого из 120 сотрудников нацпарка можно назвать членом большой и дружной команды единомышленников, убежден Анатолий Калина.

10 ноября в честь своего 25-летия национальный парк приглашает калининградцев и гостей нашего края на праздник. С 9 до 12 часов въезд на Куршскую косу будет бесплатным. А с 11 часов на территории «Визит-центра» (14-й км) начнутся праздничные мероприятия — мастер-классы, выставки, викторины, конкурсы.

Интересные факты:

- Куршская коса представляет собой длинный (98 км) и узкий (0.35 – 3.8 км) песчаный полуостров, отделяющий от Балтийского моря пресноводный Куршский залив. Это самая длинная в мире песчаная пересыпь. Российская часть косы протянулась на 48 км, ее площадь составляет 6621 га.

- В 2000 году международный российско-литовский объект «Куршская коса» был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в номинации «Культурный ландшафт».

- Фауна млекопитающих косы насчитывает 46 видов, а флора — 889.

Виктор САЗОНЕНКОВ

Источник - газета "Калининградская правда "